Фрагмент для ознакомления
2
Основы управления проектами зародились в 30-е гг. в СССР, т.е. одновременно с США. В СССР этому послужило серийное строительство и производство, особенно в сфере жилищного строительства. Уже в 1931 г. при использовании поточного метода в Измайловском поселке (г. Москвы) и Кузбассе (г. Кемерово) и поселке «Дачное» (г. Ленинград) были построены новые кварталы серийных жилых домов. Именно жилищная сфера и стала основой науки управления проектами в России.
В 1930-1960-е гг. был заложен фундамент управления проектами в России. В это время в управлении проектами используются следующие методы: детерминированные линейные модели Ганта и циклограммы, графоаналитические методы расчета и оптимизации. Данную сферу развивали исследователи: О.А. Вутке (1932 г.), М.В. Вавилов (1932-42 гг.), Н.И. Пентковский (1932-34 гг.), Б.П. Горбушин (1933 г.), А.В. Барановский (1936 г.), А.А. Гармаш (1939 г.), В.И. Батурин (1940-49 гг.), М.С. Будников (1941-62 гг.), В.И. Рыбальский (1957-61 гг.) и др.
Сетевые методы управления проектами в СССР начали применяться в 1959 г.
Первыми методами стали: метод критического пути [6, с. 4], метод PERT. в это время были созданы обобщенные сетевые модели (ОСМ) [7, с. 343], применяемые в управлении сложными проектами со множеством взаимосвязей между работами и временными ограничениями.
При появлении ЭВМ, они также стали использоваться в управлении проектами.
С помощью ЭВМ производился временной и стоимостной анализ, оптимизация сроков и стоимости работы, распределение ресурсов, логический анализ сложных ситуаций, алгоритмы самообучения. Данные методы могут быть использованы и сегодня.
В СССР при управлении проектами цели всей организации имели преимущества перед целями отдельных проектов.
Сетевое планирование было малоэффективно, поскольку применялось локально. Стало ясно, что данный метод должен применяться в масштабах всего предприятия.
Поэтому в середине 1970-х гг. было внедрено управление деятельностью всеми проектами предприятия. Наступил этап применения систем для многопроектного управления: «Калибровка-2» (НИИАСС Госстроя УССР, г. Киев, рук. В.И. Садовский), «АККОРД» (Институт Гидродинамики СО АН СССР, г. Новосибирск, рук. Ю.А. Авдеев) и др.
Методы использовались в управлении программой проектов организации с учетом ее целей и ресурсных возможностей. В дальнейшем на основе этих методов были созданы автоматизированные системы управления (АСУ) организациями и предприятиями в различных отраслях народного хозяйства.
На сегодняшний день данное направление продолжает развиваться и совершенствоваться.
Проектное управление – метод управления масштабными задачами в условиях временных и ресурсных ограничений для достижения заявленных результатов и поставленных целей.
Проектное управление позволяет [10]:
обеспечить реализацию планируемых показателей за счет запуска тех инициатив, которые принесут наибольшую выгоду для предприятия;
получить результаты требуемого качества, удовлетворяющие потребности ради которых был предпринят проект;
соблюсти сроки получения результатов, в том числе синхронизацию с зависимыми от проекта работами организации;
эффективно управлять ресурсами – финансовыми, материальными и трудовыми.
Эффективность постановки целей проекта определяется различными показателями, основным из которых является прибыль. Основной целью предприятия является максимизация прибыли.
Также можно привести модель SMART при постановке целей проекта.
S означает конкретность цели.
M – измеримость. Определяются показатели степени достижения цели и единицы измерения.
A – ресурсы, за счет которых предполагается достигнуть цель. Обосновывается достижимость цели и необходимость ее постановки.
T – определение времени, за которое необходимо достигнуть цель.
Таким образом, цели должны обладать следующими параметрами:
конкретный (specific);
измеримый (measurable);
достижимый (attainable);
значимый (relevant);
соотносимый с конкретным сроком (time-bounded)
Когда нужно принять несколько решений в условиях неопределенности, когда каждое решение зависит от исхода предыдущего решения или исходов испытаний, то применяют схему, называемую деревом целей.
Дерево целей – это графическое изображение результатов процесса принятия решений, в котором отражены альтернативные цели, альтернативные состояния среды, соответствующие вероятности и выигрыши для любых комбинаций альтернатив и состояний среды.
Понятие «SWOT-анализ» происходит от первых букв английских слов strengths – сильные стороны, weaknesses – слабые стороны, opportunities – возможности и threats – опасности, угрозы. Данный анализ можно применять по отношению к отдельным предприятиям, учреждениям, отраслям и процессам. На основании результатов анализа строится стратегия и принимаются управленческие решения.
Сильные и слабые стороны предприятия выявляются на основании анализа внутренней среды предприятия.
PEST-анализ используется для оценки внешней среды предприятия. Среда обитания организации – это ее внешняя и внутренняя среда. Рассмотрим их подробнее.
Внешняя среда. В состав внешней среды организации входит микросреда и макросреда.
Сюда входят различные факторы, оказывающие влияние на деятельность организации. Микросреда организации включает в себя взаимоотношения организации с:
поставщиками,
клиентами,
конкурентами,
посредниками.
В состав макросреды организации входят факторы социального плана – демографические, природные, политические и др.
Факторами внешней среды проекта являются: факторы внешней среды, экономические, политические, рыночные, технологические, международные, факторы конкуренции, факторы социального поведения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абидов М.Х., Исмаилова Ф.Н. Проектное управление как новый механизм совершенствования системы управления в современных условиях хозяйствования // В сборнике: Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты. Сборник научных статей 8-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С. 7-10.
2. Адизес И. Схожие черты и различия между коммерческими и некоммерческими организациями по модели жизненных циклов Адизеса // Экономические стратегии. 2008. № 1. С. 126-129.
3. Адизес И.К. Идеальный руководитель: почему им нельзя стать и что из этого следует: пер. с англ. /Ицхак Калдерон Адизес. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2014.- 262 с.: a-ил.
4. Алексеенко М.М., Селюков М.В. Аудит эффективности системы управления финансами в рамках проектного управления в органах власти Белгородской области // Экономические исследования и разработки. 2019. № 1. С. 86-92.
5. Амозова Л.Н. Эффективный менеджмент: стили руководства и этические проблемы /Л. Н. Амозова; Рос. гос. открытый техн. ун-т путей сообщ.. - М.: РГОТУПС, 2013.- 86 с.
6. Бейльханов Д.К., Квятковская И.Ю. Подбор кандидатов в команду в рамках компетентностного подхода // В сборнике: Теоретические и методологические проблемы современных наук материалы XII Международной научно-практической конференции. Центр содействия развитию научных исследований. Новосибирск, 2014. С. 75-80.
7. Булах Г.В., Шкоденко Ю.Г. Проектное управление – современный подход к управлению в России // В сборнике: Состояние и перспективы социально-экономического развития Северо-Запада России. сборник материалов 18-й научно-практической межвузовской студенческой конференции. 2020. С. 327-335.
8. Гвоздкова Ю.Д. Выявление рисков на основе стадий жизненного цикла проекта // В сборнике: Дизайн, технологии и инновации в текстильной и легкой промышленности (ИННОВАЦИИ - 2015) cборник материалов международной научно-технической конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет дизайна и технологии». Москва, 2015. С. 269-272.
9. Заболотникова М.В. Методические подходы к использованию проектного управления в системе подготовки кадров государственного и муниципального управления // В сборнике: проблемы эффективного использования научного потенциала общества. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2018. С. 62-67.
10. Зеленцова С.Ю. Кадровые проблемы реализации проектного управления в системе государственного и муниципального управления // Регион: системы, экономика, управление. 2019. № 1 (44). С. 94-98.
11. Калинина Н.А., Павленко Г.Ф. Усовершенствование метода критического пути для использования в программных приложениях по управлению проектной деятельностью // Инновации в науке. 2017. № 8 (69). С. 4-7.
12. Модели и критерии разрушения структур сетевых моделей / Коновалов О.А., Малыков К.А., Сербулов Ю.С. // В сборнике: Информатика: проблемы, методология, технологии сборник материалов XVII международной научно-методической конференции: в 5 т. 2017. С. 343-347.
13. Немцева Д.Н. Проблемы реализации проектного управления в системе государственного и муниципального управления // В сборнике: Per aspera ad astra = Через тернии к звёздам. Сборник научных статей международных научных студенческих слушаний "Право, экономика, управление". Ставрополь, 2018. С. 178-180.
14. Николаенко В.С. Модель зрелости проектного управления: управление рисками проекта // Инновации в менеджменте. 2021. № 1 (27). С. 38-47.
15. Орехова М.С., Перепечко А.Е. Применение коучинга в управлении проектными командами в государственном и муниципальном управлении // Заметки ученого. 2020. № 10. С. 386-388.
16. Особенности проектного управления в федеральном агентстве по управлению государственным имуществом / Гаджиев Назирхан Гаджиевич, Коноваленко Сергей Александрович, Трофимов Михаил Николаевич // Региональные проблемы преобразования экономики. 2021. № 1 (123). С. 26-34.
17. Пахомкина Н.Н. Роль командной работы сотрудников ДОУ как условие достижения эффективности воспитательно-образовательного процесса // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2014. № 2. С. 90.
18. Проблемы управления человеческими ресурсами в проектном управлении / Потякина И.А., Сорока А.В., Вишнякова А.Б. // В сборнике: российская наука: актуальные исследования и разработки. Сборник научных статей VI Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. 2018. С. 75-79.
19. Смирных Р.В. Корпоративная система управления проектами как инструмент концепции "бережливое производство" в проектном управлении // Молодой ученый. 2020. № 52 (342). С. 356-360.
20. Соловьев А.Д. Проектное управление в системе государственного управления РФ // В сборнике: Риск-ориентированное управление в государственном и корпоративном секторе экономики города Москвы. Сборник статей. Под ред. А.А. Шестемирова, М.В. Ефимовой. Москва, 2020. С. 262-267.
21. Трембач А.С. Практика реализации проектного управления в системе государственного и муниципального управления // В сборнике: Per aspera ad astra = Через тернии к звёздам. Сборник научных статей международных научных студенческих слушаний "Право, экономика, управление". Ставрополь, 2018. С. 222-225.
22. Тхориков Б.А. Практика проектного управления в системе индикативного управления организациями социальной сферы // В сборнике: Менеджмент в здравоохранении: вызовы и риски XXI века. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 355-358.
23. Цурков Д.В. Управление рисками в проектном управлении // Modern Science. 2019. № 4-2. С. 182-185.
24. Чернавина Ю.И., Титова М.В. Проектное управление в органах государственной власти и чем оно отличается от управления проектами // В сборнике: цифровая экономика и экономика знаний: общественные, естественнонаучные и технологические аспекты. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 310-313.
25. Чуланова О.Л., Чуракова Д.С. Применение agile-коучинга в управлении проектными командами в государственном и муниципальном управлении // Материалы Ивановских чтений. 2019. № 1 (23). С. 39-52.
26. Яхонтова Е.С. Управление человеческими ресурсами в проектном управлении // Управление развитием персонала. 2018. № 3. С. 204-212.
27. Smagulova Sh.A. Optimization of civil servants and project management in Kazakhstan // Narxoz Law and Public Policy. 2020. № 3 (3). С. 26-33.
28. Forms of self-organization of groups and communities in project management: practice and development prospects / Apen'ko S., Bazhin K., Halimon E., Kizeev V., Vinokurov I. // Научные исследования и разработки. Российский журнал управления проектами. 2020. Т. 9. № 3. С. 36-44.
29. Galin D.I. The concept of distance learning in high school, design organization, and management // Information Technology. Problems and Solutions. 2020. № 1 (10). С. 10-16.
30. http://pm-way.com/materials/material/show/115
31. http://lmsoft.ru/expertise/projectmanagement/
32. http://powerbranding.ru/biznes-analiz/olc-models/greiner-theory/